Перемычки на радиаторах отопления должны ли они быть

Врезка насоса в систему отопления

Схема установки насоса в систему отопления Это устройство предназначено для улучшения циркуляции теплоносителя в системе. Для частных домов чаще всего делается врезка насоса в отопление в том случае, если скорость движения воды в трубах неудовлетворительна. Примечательно, что такая потребность может возникнуть не только для закрытых, но и для открытых систем.

Сначала необходимо определиться с местом установки. Если внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации любой модели — нельзя увидеть четких рекомендаций производителя. Главный вопрос: где делается врезка насоса в систему отопления — до или после котла? Оптимальный температурный режим работы этого устройства обычно составляет 110 град., что дает возможность его монтажа сразу после котла. Однако необходимо учитывать следующие факторы, напрямую влияющие на эффективность работы насоса:

  • Он должен располагаться в самой низкой точке системы;
  • Температурные колебания теплоносителя минимальны;
  • Участок монтажа рекомендуется выбирать максимально прямолинейным.

Исходя из этих условий, врезка насоса отопления в старую систему выполняется непосредственно перед котлом. Таким образом обеспечивается не только равномерная подача воды в теплообменник котла, но и повышается срок безремонтной службы насоса.

Перед началом работ необходимо понизить уровень нагрева теплоносителя до минимального. Разница в технологии врезки заключается лишь в материале изготовления труб.

Монтаж насоса в стальной трубопровод

Возможные варианты изготовления контура с насосом Установка насоса рекомендуется не в трубопровод. Лучше всего выполнять параллельный монтаж. Для этого необходимо изготовить б-образную конструкцию из труб, среднюю часть которой будет занимать насос.

Диаметр магистрали должен соответствовать параметрам основной. Обязательно устанавливается запорная арматура для перекрытия теплоносителя. Корректная врезка циркуляционного насоса в систему отопления может выполняться без сварочного аппарата. Для этого необходимо выполнить такие действия:

  • Перекрыть движение теплоносителя на участке монтажа. Если в системе не установлена запорная арматура — в большинстве случаев придется полностью слить воду из труб;
  • Сделать два монтажных отверстия в обратной трубе. Во время врезки насоса в систему отопления следует тщательно проверять размеры;
  • Установить переходные муфты;
  • Подключить уже собранный контур с насосом.

Установка насоса в пластиковые трубы

Седелка для врезки в пластиковые трубы Для полимерных труб задача упрощается. Это связано с тем, что схема врезки насоса в систему отопления может осуществляться с помощью специальной муфты с фрезой. Даже если на участке работ нет запорной арматуры — воду из трубы сливать не обязательно.

Сделав разметки на участке магистрали, устанавливаются специальные вентили для врезки под давлением. Затем необходимо подключить контур с насосом согласно схеме врезки в систему отопления. С помощью фрезы в основной магистрали делаются отверстия. Они предназначены для врезки насоса в систему отопления. Предохранительная муфта не дает жидкости вытекать из контура. Но небольшое количество все равно будет просачиваться. Поэтому рекомендуется заранее подготовить сухую ветошь. После завершения врезки в систему отопления проверяется герметичность стыков, затем можно запускать котел.

Во время монтажа важно обратить внимание на следующие факторы:

  • Правильное расположение насоса относительно направления движения жидкости в трубах. На корпусе устройства есть соответствующие указатели;
  • Циркуляционный насос нельзя устанавливать перевернутым или под неправильным углом.

Правильное и неправильное расположение насоса Недостатком седелки является ее относительно высокая стоимость — от 5000 рублей для трубы диаметром 40 мм. Поэтому врезку циркуляционного насоса в систему отопления можно сделать с помощью самодельного переходника. Для этого понадобится обычная муфта с внутренней резьбой и шаровой кран. Собрав эту конструкцию, муфта устанавливается на обратную трубу отопления. Открыв кран с помощью электродрели, делаются отверстия в магистрали

Затем важно быстро перекрыть запорную арматуру, чтобы предотвратить розлив теплоносителя. По такой технологии можно осуществить врезку в отопление без сварки для любых типов труб

Устройство байпаса и его функции

Зимой перекрывать общий стояк не разрешается, исключение составляют только аварийные ситуации. Наличие байпаса позволяет провести ремонт, не отключая отопительную систему соседей. Приспособление устраивается из труб с меньшим диаметром, чем у подающей и отводящей линий. Два шаровых крана позволяют правильно перекрыть батарею и в случае, если жарко, направляя циркуляцию воды через байпас.

При замене радиатора вода перекрывается, а после завершения работ – снова открывается. Если в комнате жара, байпас опять-таки позволяет временно перекрыть систему: горячая вода перестает поступать в батарею и помещение охлаждается. Но лучше для регулировки температуры устанавливать термостатические вентили, поддерживающие нормальную температуру в комнате.

С помощью такого устройства радиатор можно правильно отключить от системы в любое время, если требуется выполнить работы по покраске, промывке, замене батарей, а также при смене прокладок и ниппелей без перекрытия стояков.

Правильная установка байпаса

Функции байпаса в зависимости от типа системы отопления заключаются в следующем:

  1. Регулировка энергоносителя. Когда температура помещения выше нормы, терморегулятор уменьшает подачу горячей воды, что отрицательно сказывается на работе всей системы. Для возврата в систему теплоносителя, не поступившего в батарею, и служит данное приспособление.
  2. Аварийная регулировка циркуляции теплоносителя в системе с электрическим насосом. Когда происходит сбой с подачей электроэнергии, байпас с клапаном перекрывает кран подачи горячей воды на насос через обводную трубу, в это время открывается клапан и теплоноситель направляется по центральной трубе. Таким простым способом система переходит в состояние естественной циркуляции без участия насоса.
  3. Реанимация однотрубной системы. Действует достаточно эффективно: в квартирах тепло, даже жарко. Байпас выручает и в этой ситуации, позволяя уменьшить подачу горячей воды, таким образом, выполняя функцию терморегулятора.

Терморегулятор на батарее отопления

Установка байпаса должна осуществляться рядом с радиатором. Рекомендуется изготавливать обводную трубу прямо на месте, во время монтажа с использованием сварочного аппарата. Можно также использовать готовое оборудование на резьбовых соединениях. Регулировочный вентиль или радиаторный терморегулятор должны располагаться между входным отверстием радиатора и байпасом.

Подающая сторона оборудована клапаном с термоголовкой.

Байпас на радиаторе отопления

Назначением байпасной линии является ремонт/замена приборов отопления без прекращения циркуляции теплоносителя, а также регулирование температуры в помещении путем установки на радиатор терморегулирующей арматуры. При перекрытии запорной арматуры на входе и выходе отопительного прибора, теплоноситель будет продолжать движение через байпасную линию.

Байпасная линия что это такое?

Как правило, диаметр байпаса на размер меньше основного трубопровода. Это делается для того, чтобы большая часть теплоносителя проходила через радиатор, а не через байпас. В противном случае, если сделать байпас радиатора такого же размера, что и основной трубопровод, теплоноситель, двигаясь по пути наименьшего сопротивления будет проходить через байпас, оставляя радиатор недостаточно нагретым.

Помимо этого, байпасная линия не должна устанавливаться слишком далеко от радиатора, т.к. это может привести к тому, что основная часть теплоносителя будет проходить через байпас, практически не заходя в сам прибор отопления.

Байпас на радиаторе отопления устанавливается только в однотрубных системах отопления. В двухтрубных системах он просто не нужен, т.к. теплоноситель, проходя через каждый радиатор сразу поступает в обратную магистраль, а не в подающую, как в однотрубных системах.

Подключение радиаторов с байпасом в однотрубной системе отопления.

Существует несколько вариантов подключения радиатора с байпасом:

  1. Диагональное подключение. Теплоноситель заходит через верхний вход, диагонально пересекает радиатор и выходит через нижний выход. При этом байпасная линия расположена снизу;
  2. Боковое подключение. Байпасная труба находиться сбоку. Следует помнить, что если устанавливается многосекционный радиатор (более 7 секций), то при боковом подключении последние секции могут прогреваться слабо. Для решения этой проблемы необходимо использовать диагональное подключение, либо установить удлинитель потока;
  3. Нижнее подключение. Байпасная труба также расположена снизу.

Важно! В многоквартирных домах запрещается устанавливать запорную арматуру на байпас радиатора, особенно, если на радиаторе установлен ручной регулирующий клапан, проходной канал которого сильно заужен. В этом случае, перекрытие шарового крана на байпасной линии приведет к снижению теплоотдачи расположенных ниже по стояку радиаторов, т.к

теплоносителю потребуется пройти через клапан, сечение которого рассчитано только на один радиатор.

Однако, даже если на радиаторе стоят шаровые краны с широким сечением проходного канала, все равно не разрешается установка запорной арматуры на байпас, т.к. существует вероятность случайного перекрытия циркуляции теплоносителя по стояку. К примеру может произойти следующая ситуация: в комнате прохладно, мы перекрываем кран на байпасе, в результате чего весь теплоноситель проходит по радиатору; далее в комнате становится слишком жарко, мы перекрывает кран на радиаторе, забыв при этом открыть кран на байпасе, в следствии чего, циркуляция теплоносителя в доме полностью прекращается.

В случае, если есть основания полагать, что система отопления многоквартирного дома работает не идеально, то рекомендуется поменять радиаторы на более мощные, с большим количеством секций. Помимо этого, вместо ручного регулирующего клапана, проходной канал которого заужен, рекомендуется установить на радиатор шаровые краны, которые пропускает гораздо больше теплоносителя, в результате радиатор будет лучше прогреваться.

Применение в батареях с однотрубной системой

В такой системе все отопительные приборы крепятся последовательно: выход одной батареи соединяется со входом другой. Однотрубная система имеет ряд недостатков:

  • К последней батарее в цепочке ТН подходит уже охлажденным.
  • При выходе из строя одной батареи циркуляция ТН прекращается.

Для устранения этих недостатков однотрубную систему оборудуют шунтирующими перемычками, соединяющими подачу и обратку:

  • К последним батареям подходит часть нагретого ТН, который прошел через перемычки.
  • При выходе из строя батареи или ее отключении отсечными кранами ТН циркулирует в обход по перемычке.

3 Предназначение байпасного участка

Главное предназначение байпаса — сохранить и правильно направить циркуляцию теплоносителя в отопительной системе при замене насоса или отключении электроэнергии.

Любое устройство, которое подключено с помощью байпаса, можно снять с основной магистрали обычным закрытием входящего и выходящего крана. После этой процедуры весь поток воды начнет проходить по обходной трубе.

В системе частного отопления обходные трубы используют в таких случаях:

  • обвязка гидравлического насоса;
  • врезка батарей в однотрубную систему;
  • создание малого циркуляционного контура во время установки твердотопливного котла;
  • подсоединение коллектора во время обустройства теплых полов.

С учетом места использования подключение байпаса своими руками имеет определенные особенности.

Шаровые краны

В данный момент самым популярным видом являются шаровые краны. Их производят с использованием или латуни, или полипропилена. Необходимая деталь в них – это шар из стали, имеющий нужный диаметр, через который вода, собственно, и проходит. Шар соединен со стержнем, который при определенном положении перекрывает тепловой генератор.

Существует разновидность шарового крана. Ей является шаровой кран с американкой. Является более усовершенствованной моделью, чем обычные шаровые краны. Использование крана с американкой позволяет производить монтаж сгона намного проще, чем обычно. Когда есть необходимость в проведении сгона, то требуется высокая точность при соединении труб. Но краны с американкой позволяют допустить небольшое отклонение (примерно около пяти градусов). И в этом заключается их огромное преимущество. Плюс ко всему с такой арматор очень удобно обслуживать радиатор.

Типовые размеры шаровых кранов для батарей

Они варьируются в основном в диаметрах от половины дюйма до трех четвертых дюйма. Также могут применяться краны, которые имеют диаметр немного больше одного дюйма. На сегодняшний день производители в большинстве случаев маркируют краны, обозначая их точные размеры и производственные характеристики. На маркировке указывают специальные обозначения, с помощью которых расшифровываются показатели (например, D – диаметр, P – рабочее давление). Расположение и тип резьбы, строительную длину и высоту тоже относят к типовым размерам. Строительная длина определяется расстоянием от одного конца крана до другого. Строительная высота определяется расстоянием от самой низкой точки крана до самой высокой.

Установка шаровых кранов

  • Производится выбор оптимального места для установки.
  • Подбор крана в соответствии с нужным диаметром, чтобы было соответствие между краном и трубой.
  • Производят прикручивание крана на то установленное место, а до этого осуществляют прикрепление ленты из фторопластового уплотнительного материала (повышение качества герметизации).
  • Данная лента не должна провоцировать и допускать вращение крана.
  • Далее проводят запуск воды, внимательно осматривая, чтобы ничего нигде не протекало.

Установка кранов на батареи отопления

Прежде чем дать рекомендации, какие краны ставить на радиаторы отопления, представим 3 вида эксплуатационных условий обогревательных приборов:

  • в системах централизованного теплоснабжения;
  • в частных домах и квартирах с индивидуальным источником тепла;
  • в многоквартирных домах, оборудованных индивидуальной котельной.

Для начала отметим, что любой вентиль или кран для батареи отопления может лишь уменьшать или перекрывать проходное сечение трубы, а не увеличивать его. Соответственно, регулирование с помощью любых средств заключается в уменьшении количества тепловой энергии, подведенной к батарее. В случае когда ее недостаточно изначально, ни о каком регулировании не может идти речи, только о перекрывании потока.

При централизованном отоплении зданий качество теплоносителя оставляет желать лучшего. Поэтому здесь рекомендуется поставить хорошие краны из латуни. Вентили и клапаны с термоголовками устанавливать нет смысла, поскольку уже через пару лет их рабочая часть может засориться и управление теплоносителем станет невозможным.

В централизованных сетях часто возникают перепады давления и гидроудары при сезонном запуске. Используемый в этом случае шаровой кран должен быть рассчитан на давление не менее 16 Бар. По материалу надо выбрать изделие отличного качества, так как в теплое время года систему принято опорожнять, из-за чего усиливается коррозия металлов.

Для частных домов, где есть все возможности для энергосбережения, клапаны с термоголовками – самый лучший вариант. Они устанавливаются на подающем трубопроводе, а на обратном – обычный шаровой кран. Можно применять и полипропиленовые изделия, но они часто не гармонируют с интерьером, тогда их прячут за декоративным экраном.

В пределах одной комнаты не нужно монтировать термостаты на каждую батарею. Правило такое: клапаны ставятся на один или несколько отопительных приборов, чья суммарная теплоотдача превышает 50% от общей. Оставшиеся радиаторы оборудуются вентилями на подаче и шаровыми кранами на обратке.

Какую арматуру на радиаторы лучше ставить в многоквартирных домах с индивидуальными котельными, определяет только проектная документация. Как правило, данный вид теплоснабжения используется в новых постройках либо после реконструкции всей схемы отопления. Она должна предусматривать всю необходимую арматуру. Максимум, что вы можете себе позволить – это поставить на подводках качественные краны из латуни.

Чтобы упростить себе в дальнейшем разборку и снятие батареи, при монтаже запорной арматуры надо использовать такое известное соединение, как американка. На рынке появилось множество кранов, с которыми она идет в комплекте. И последнее: для удобства опорожнения радиатора на обратной подводке рекомендуется устанавливать арматуру со встроенным сливным штуцером.

Назначение арматуры

Установленный вблизи радиатора кран может выполнять одну из следующих функций:

  1. Изменение количества поступающего в радиатор теплоносителя. Таким образом регулируют теплоотдачу батареи, а соответственно, и температуру в помещении;
  2. Полное отключение радиатора от системы отопления. Чаще всего это делают для проведения ремонтных работ;
  3. Сброс рабочей среды. Производится при выполнении ремонта или для промывки батареи;
  4. Сброс воздуха.

Поскольку перепад давления в системе отопления весьма незначителен, даже небольшая воздушная пробка способна остановить циркуляцию теплоносителя. Стравливая воздух, мы устраняем причину затора и восстанавливаем функционирование системы.

В квартирах и частных домах на радиаторах систем отопления устанавливают шаровые вентили. Такой вентиль еще называют пробковым. Внутри него имеется металлический шар, вращающийся вокруг оси, перпендикулярной оси трубопровода. В шаре выполнено сквозное отверстие, сечение которого равно сечению трубопровода (диаметр самого шара превышает просвет трубопровода). Вращая рукоятку, пользователь поворачивает шар, при этом ось проделанного в нем канала либо совмещается с осью трубы (вода течет через кран), либо занимает перпендикулярное ей положение (вода через кран не поступает). Герметичность посадки шара в седле обеспечивается покрывающей его пластиковой оболочкой.

Шаровый вентиль — наиболее популярный тип запорной арматуры для трубопроводов диаметром менее 50 мм. Главное их преимущество — скорость: перекрыть поток воды в трубопроводе можно одним движением, повернув вентиль на 90 градусов. Принцип устройства крана исключает протечки через отверстие для штока, поэтому в нем нет необходимости устанавливать сальник, который периодически приходилось бы менять. Благодаря появлению новых материалов и технологий все недостатки, которые были свойственны пробковым кранам в прошлом, в современных моделях устранены. Сегодня это надежные, практичные и долговечные устройства, с которыми очень легко работать.

Зачем на радиаторах краны

Каждый отопительный прибор – это отдельный элемент системы, нуждающийся в настройке и периодическом обслуживании. Если же управлять расходом теплоносителя через батареи в зависимости от потребности в тепле, то можно добиться хороших результатов в плане экономии энергоносителей. То есть, радиаторные вентили и краны для отопления призваны решать такие задачи:

  1. Полное отсечение отопительного прибора от системы.
  2. Ограничение протока теплоносителя через батарею.
  3. Изменение расхода теплоносителя в зависимости от внешних условий.
  4. Спуск воздуха из радиатора и трубопроводной сети.

Есть масса ситуаций, при которых без отключения батареи обойтись сложно. К примеру, исправно работающее централизованное отопление посреди весны, когда на улице уже тепло, а в квартире просто жарко. Другой случай – необходимость снятия отопительного прибора с целью замены, промывки или ремонта. При отсутствии запорной арматуры осуществить любое действие с радиатором становится проблематичным.

Ограничение протекающего теплоносителя осуществляется с целью балансировки индивидуального отопления в частном доме или квартире

Неважно, какой тип системы отопления у вас используется, без балансировки с помощью вентилей первые батареи всегда получат большее количество воды, чем последние. Ограничить расход теплоносителя в начале сети и тем самым уравнять все приборы между собой – это задача регулирующей радиаторной арматуры. Автоматическое управление расходом поступающего теплоносителя – это способ сэкономить энергоносители, используемые для обогрева дома

Если каждый кран на батарее отопления станет поддерживать установленную температуру воздуха в помещении, управляя течением воды через радиатор, то в целом система израсходует лишь необходимое количество тепла, не больше. А это немалая экономия

Автоматическое управление расходом поступающего теплоносителя – это способ сэкономить энергоносители, используемые для обогрева дома. Если каждый кран на батарее отопления станет поддерживать установленную температуру воздуха в помещении, управляя течением воды через радиатор, то в целом система израсходует лишь необходимое количество тепла, не больше. А это немалая экономия.

Ну и проблема выпуска воздуха при заполнении системы или в период эксплуатации тоже решается за счет специальных воздушных кранов, устанавливаемых на все современные радиаторы. Ниже предлагается перечень разновидностей запорно-регулировочной арматуры, перечисленной в том же порядке, что и решаемые ею задачи:

  1. Полуоборотные шаровые краны в прямом и угловом исполнении. Изготавливаются из латуни, бронзы или полипропилена с металлической вставкой.
  2. Балансировочные вентили для радиаторов – прямые и угловые.
  3. Вентили регулировочные с термоголовками (термостатические клапаны).
  4. Спускные воздушные краны – автоматические и ручные.

Теперь следует рассмотреть подробно, какие краны лучше ставить на радиаторы в различных условиях и обстоятельствах. Некоторые варианты наглядно показаны на видео:

Регулируем температуру батарей

Конусный вентиль перекрывает поток не так резко, как шаровой кран.

Шаровые краны практичны и надежны. Однако с их помощью можно лишь только либо прекратить подачу теплоносителя в нагревательный элемент, либо возобновить. Но в большинстве случаев люди стремятся не отключить радиатор от контура обогрева, а регулировать его температуру. Для этого существуют регулируемые краны на батареи отопления. Они делятся на два типа:

  • с ручным механизмом управления или конусный вентиль – человек с помощью крана может устанавливать нужную ему температуру батареи, увеличивая или уменьшая интенсивность потока теплоносителя в нагревательный элемент. Управлять прибором приходится вручную путем поворота вентиля со шкалой градации;
  • полностью автоматические – в кране присутствует терморегулятор с термоголовкой. Реагируя на изменения температуры, термоголовка передает команды терморегулятору, который в автоматическом режиме увеличивает или уменьшает поток теплоносителя в батарею.

Шкала градации термоголовки.

Конусный вентиль может монтироваться на входе теплоносителя в радиатор либо горизонтально, либо вертикально, но никак не регулирующим механизмом вниз. Как отрегулировать краны на батареях отопления данного типа? Для этого на головке крана имеется шкала, состоящая из шести отметок. Поворачивая головку на нужную отметку, можно контролировать поступление теплоносителя в батарею, а следовательно, и ее температуру. Если вентиль стоит в положении «ноль» – радиатор полностью отрезан от системы отопления. Положение «шесть» указывает на максимальную производительность нагревательного элемента.

Они практически не уменьшают проходимость системы отопления, так как диаметр их сечения равнозначен диаметру труб контура обогрева. Вентиль отличается простым устройством, а потому недорогой в техническом обслуживании. Положение крана на батарее отопления не меняется, в зависимости от температуры воздуха в комнате. Поддерживать нужный микроклимат в помещении при помощи данного устройства неудобно.

Что собой представляет терморегулятор для батареи? Терморегулятор позволяет автоматизировать процесс управления температурой радиатора, благодаря встроенному термостату. Терморегулятор может быть механическим и электронным. В первом случае человеку ежедневно самостоятельно приходится выставлять нужный диапазон температур на устройстве. Во втором – устройство можно запрограммировать на несколько дней вперед. При этом для каждого времени суток можно выставить свои температурные параметры.

Механический регулятор температуры.

Механический терморегулятор состоит клапана и термостата. Они соединяются между собой специальной гайкой. Как работают краны на батареях отопления данного типа? Термостат представляет собой сифон, заполненный либо газом, либо жидкостью. Рабочая жидкость или газ способны реагировать на изменения температуры окружающей среды. Они при снижении температуры уменьшаются в объеме, при повышении – увеличивают свой объем. В сифон встраивается шток. Он может свободно двигаться.

Итак, при увеличении температуры рабочая среда в сифоне расширяется, выталкивая, таким образом, шток. Последний соединяется с клапаном. Клапан частично или полностью перекрывает сечение трубы, сокращая или полностью прекращая поступление теплоносителя в радиатор. Задавать нужный температурный режим на термостате, а следовательно, чувствительность сифона, можно при помощи шкалы. Она наносится на ручку вентиля. Диапазон настройки лежит в пределах от -6°C до +30°C.

Электронный регулятор температуры.

Зачем кран на батарее отопления с электронной термоголовкой? Он позволяет не только экономить на потреблении энергоносителя, контролируя поступление теплоносителя в нагревательный элемент. С его помощью нужный микроклимат помещения поддерживается полностью в автономном режиме.

Запирающий механизм в данном случае может выполняться, как в виде конусного вентиля, так и в форме клапана. Терморегулятор оснащается полупроводниковым термоэлементом, который можно монтировать за пределами самого регулирующего механизма. Здесь также имеется дисплей. С его помощью легче настраивать нужный диапазон температур и программировать устройство на автономную работу в течение нескольких дней.

Как правильно открывать краны батарей отопления с электронной термоголовкой? Процедура запуска в работу механизма с электронной термоголовкой и обычного шарового крана ничем не отличается. В первом случае нужно лишь настроить клапан на правильную работу, в зависимости от желаемого температурного режима в помещении.

Оцените статью
alpha-house.ru
Добавить комментарий