История готического стиля в живописи

XIX век — возрождение готики. Церковные постройки

В конце XVIII в Европейской культуре, особенно в Англии, начинает входить в моду интерес к традициям искусства прошлого. Появляется новое движение в искусстве – «историзм». Готика снова начинает входить в моду и возрождаться, как одно из важнейших направлений историзма. Новый стиль получил название «неоготика». Неоготика развивалась в двух направлениям: 1) археологическое направление – заключается в стремлении возродить готический стиль точном соответствии с со средневековой традицией; 2) романтическое направление – развитие и переработка старых традиционных элементов с целью создать новый стиль.

Кёльнский собор был достроен только в 19 веке

С приходом нового стиля вновь стали строиться готические соборы уже не только в Европе. Некоторые соборы остались недостроенными со времён средневековья, некоторые города решили обзавестись модными сооружениями в старинном стиле, а некоторые создавали абсолютно новую архитектуру.

Интерьер церкви св. Эгидия в Чилде

Архитектор Огастес Пьюджин, безусловный лидер английского направления неоготики, разработал уникальный проект церковного интерьера. Он прорисовал множество орнаментов в средневековом стиле и оформил все стены с помощью кафельной плитки с орнаментальными рисунками.

Крупнейшие и значительные постройки:

  1. Кёльнский собор, Германия, строительство началось ещё в средневековье, но только в XIX веке было завершено по старым чертежам;
  2. , 1900-1990, США
  3. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  4. Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф – одна из первых православных построек в готическом стиле в России;

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей.

Готические замки средневековья, светские строения

Несколько первых столетий готика развивалась исключительно как стиль католической архитектуры. Дело в том, что почти все её элементы имеют религиозный смысл и использовать их в жилых домах считалось почти кощунственным. Тем не менее, преимущества каркасной системы в архитектуре были неоспоримы и продолжать возводить здания по устаревшим технологиям казалось просто глупо. Поэтому элементы готики стали постепенно проникать в светскую архитектуру. К сожалению, жилые интерьеры очень недолговечны и часто перестраиваются владельцами, поэтому до наших дней дошли очень немногие постройки.

Главный фасад Папского дворца в Авиньёне

Крупнейшие постройки:

  1. , XIV век, Франция, резиденция Папы римского, самая крупная средневековая жилая постройка, интерьеры почти не сохранились;
  2. Замок Консьержери в Париже, замок много раз перестраивался в том числе в стиле готики, большая часть интерьеров была утрачена, но сохранились обширные подземные галереи со сводчатыми потолками и колоннами.
  3. Дворец Кёра в Бурже, Франция, XV век, роскошный дворец резиденция, пример использования элементов готики в жилом здании;
  4. Вестминстерский дворец в Лондоне. Изначально был построен в норманнском стиле, но со временем достраивался и обрёл готический облик, в 19 веке был снова полностью перестроен в стиле перпендикулярной готики (из-за пожара);
  5. , XIII век, Польша, замок из красного кирпича, образец направления «красная готика»;
  6. Колледжи Оксфорда, XIV-XVI вв., Великобритания;
  7. Дворец Дожей в Венеции, 1309-1426 гг., Италия, памятник итальянской готики, резиденция наместников (дожей) Венецианской республики;
  8. Пражский град в Чехии, крепость представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, среди которых сохранилось несколько построек XV века в готическом стиле с местными национальными особенностями (Владиславский зал в Старом дворце).

Владиславский зал в старом дворце Пражского града

В оборонительных целях, крупные горда возводили городские стены в готическом стиле. Такие стены сохранились в городе Каркассоне (Франция) и Йорке (Англия).

За 400 лет так и не сформировалось, чётких принципов оформления жилых и общественных зданий в новом стиле. Правильно будет сказать, что отдельные элементы церковной архитектуры смешивались с классическим романским декором. Этому способствовало и то, что задачи жилых зданий сильно отличались от церковных. Не было никакой необходимости переносить в них сложный каменный декор или создавать огромные пространства.

Общие признаки: 1) стрельчатые окна с орнаментом масворк; 2) колонны и сводчатые потолки; 3) крыши часто делались на деревянных опорах, в отличии от полностью каменных церквей; 4) сохранялось огромное количество признаков романской архитектуры.

Готика в XX веке

В начале XX века ещё появлялись готические строения (особенно в США), но это были скорее отголоски прошлой эпохи. Со временем стиль снова утратил свою популярность. Дело в том, что готика – стиль очень сложный и дорогостоящий. В эпоху конструктивизма, рационального использования материалов, пространств и массовой застройки готика никак не вписывается. Тем не менее в области дизайна интерьеров до сих пор иногда применяют отдельные средневековые элементы, но их всё равно стараются вписывать в современный интерьер. Ниже, несколько примеров того, как дизайнеры адаптируют к современным квартирам и домам отдельные готические детали.   

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире — Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

  • Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

  • Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

Подбираем мебель

Чтобы интерьер получился стопроцентно готическим, вся мебель должна быть обязательно высокой, как будто стремящейся ввысь. Стулья имеют прямую спинку выше головы при сидении, кресла не мягкие, а кожаные и жестковатые.

Стулья с высокими спинками в готическом стиле

Можно поставить высокий, дотягивающийся до потолка шкаф или старинный буфет. Обязательны и украшения, увеличивающие высоту – оптимален вариант нескольких резных деталей, крепящихся сверху.

Высокая мебель визуально увеличит высоту помещения

В современных интерьерах с применением готики часто используют особенные, имеющие выдвижные ящики и крупную, массивную столешницу, столы. Такой предмет мебели отлично впишется в кабинет или просторную гостиную.

Массивные столы идеально впишутся в готический интерьер

В спальне, как и в любом стиле, главным объектом является кровать – в готике эта мебель не только огромная по размерам, но еще специально “утяжеляется” узорчатой спинкой, широченным матрасом, на котором можно спать впятером, а также внушительным балдахином или шелковыми тканями по всему периметру.

Кровать с балдахином в готическом стиле

Неоготика XIX века. Общественные здания и интерьеры

Приоритеты в архитектуре XIX века сильно изменились: если раньше главными зданиями были соборы, монастыри и замки, то в новую эпоху символами городов стали здания государственных учреждений – парламенты, сенаты, ратуши (городские советы). Эти здания строились по самой последней моде, чтобы подчеркнуть их значение.

Вестминстерский замок

Законодателем стиля снова стала Англия. Точкой отсчёта стала полная реконструкция здания парламента в центре Лондона. Лучшие архитекторы – Пьюджин и Бэрри, построили новое здание в новом готическом стиле. Дальше, стиль начал активно распространяться и в других европейских городах.

Венская ратуша, главный холл, неоготика 19 века

Готическая каркасная система здания (с распределением нагрузки на колонны) и роскошные сводчатые потоки оказались драгоценной находкой для интерьеров парадных залов общественных зданий. В прошлые века подобные конструкции применялись только в храмах.

Крупнейшие постройки:

  1. , даты реконструкции 1840-1860, Англия, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
  2. Манчестерская ратуша, 1863-1877 гг., Англия;
  3. Венгерский парламент в Будапеште, строительство 1885-1904 гг;
  4. Венская ратуша, строительство 1872-1883 гг, Австрия;
  5. Городской музей в Брюсселе (Дом короля), Бельгия, здание было реконструировано по чертежам XV века;
  6. Эвантс-Холл, здание университета в Оклохоме, США.

Характеристики данного направления стиля такие же как для неоготики в целом. Ниже, представлены некоторые фото зданий, перечисленных выше.

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

Неоготика XIX века. Дворцы, замки, жилые интерьеры

В области жилых зданий (дворцов и замков), во всей Европе доминировал стиль историзм, а готика была одним из его направлений. В оформлении фасадов готика так и не стала популярной, таких зданий нет, но с интерьерами всё было иначе. Состоятельные владельцы старых замков, когда реставрировали (или строили) свои поместья оформляли различные помещения в различных стилях. В любом богатом имении обязательно присутствовал готический интерьер в одной или нескольких комнатах.

Галерея — главный гостевой зал в замке Струберри Хилл

Первое здание, которое напомнило о красоте средневекового стиля – поместье Строуберри Хилл в пригороде Лондона. Дом построил, в конце 18 века, богатый аристократ Гораций Уолпол, который любил чудачества. Интерьер он разработал (точнее сказать придумал) сам, взяв за основу внутреннее убранство капеллы Вестминстерского аббатства и некоторых английских храмов.

Главный зал Замка де Хаар, большая гостиная

Чаще всего в неоготическом стиле оформлялось одно или несколько помещений. В замке де Хаар архитектор спроектировал большой готический холл, основой которого стала планировка католического собора. Большое пространство в центре было окружено несколькими уровнями галерей (клуатров), украшенных резными орнаментами и скульптурами.

Крупнейшие постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. , 1892-1812 гг., Нидерланды
  3. , 1849, Англия
  4. , 1846-1858 гг., Чехия
  5. , 1874-1878 гг., Индия, пример смешения английской неоготики с индийскими архитектурными традициями
  6. Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, 1893-1898 гг., Россия

Общие признаки: 1) только несколько комнат в здании оформлялись в готическом стиле; 2) вместо традиционной каменной резьбы применялось дерево или другие альтернативные дешёвые материалы; 3) традиционные католические элементы отделки были переработаны на светский манер, благодаря чему появилось много новых вариантов декора; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Соблюдаем правила использования готики

Помещения, которые оформлены в современном готическом стиле, узнаются с первого взгляда. Для оснащения интерьера существует несколько непреложных, выразительных правил и особенностей.

Тем, кто никогда не сталкивался с готическим оформлением помещений, следует знать, что при первом знакомстве в душе и уме будет звучать только одно слово “Величие”. Это непреодолимое ощущение вызывают особые стилистические хитрости, а именно крупные архитектурные элементы. Главным признаком готики являются расширенные окна – они могут быть как закругленной, так и вытянутой формы, а также оформляться витражными стеклами или одним витражным узором на обычном прозрачном стекле. Потолки должны иметь своды. Если это не представляется возможным, то сводчатый вид можно создать искусственно.

Сводчатые потолки и высокие вытянутые окна – атрибуты готического стиля

Если говорить о готике в глобальном плане, то стены помещения не останутся голыми, ведь они должны нести свою собственную художественную и смысловую нагрузку. Список украшений практически безграничный – барельефы, резьба или красивая роспись, особые готические декоративные элементы, имеющие не совсем поэтичное название – “рыбьи кости”. Что это такое? Эти конструктивные элементы выступают из стен и образуют стык прямо под потолком. Конечно, для исполнения такого готического перфекционизма, потребуется очень большая площадь. В квартире придется обойтись другими, более доступными элементами, не уступающими по красоте и величественности.

Декоративный элемент “рыбьи кости” в современном прочтении

Итак, перейдем к созданию своего мистического, бесконечно загадочного и прекрасного стиля.

И начинать следует с полов, которые в готическом стиле могут быть каменными или сделанными из деревянных досок. Тут разгулу фантазии нет предела, ведь выбор декоративной плитки, из которой можно создать причудливую мозаику, просто огромен. А можно пойти дальше и создать дизайн пола, походящего на покрытие древнего храма – истертые временем камни можно состарить искусственно или приобрести покрытие с соответствующим дизайном.

Деревянный пол на кухне в готическом стиле

Следующий пункт оформления – окна. Они просто обязаны сыграть свою роль, и идеально вписываться в общий дизайн. Как это сделать? Если есть возможность, то обязательно расширить и удлинить проемы. Но можно обойтись и витражами, рисунком из цветных стекол или стрельчатым переплетом

Уделите особое внимание и рамам – их и откосы следует покрасить под металл (свинцово-серый цвет или использовать анодированный алюминий). Это позволит максимально приблизиться к изначальному готическому стилю, появившемуся много столетий назад

Современные окна в готическом стиле

Если говорить о двери, то над проемом идеально смотрелось бы окно-роза или его искусная имитация, имеющая реальные витражные вставки. В таком случае готический интерьер смотрелся бы еще реалистичнее.

Окно-роза

Многие заблуждаются, считая выбор цветовой палитры в готике скудным и серым. Оказывается, все совсем наоборот – яркая палитра присутствует в каждой детали средневековой и более поздней готики. Роскошный готический стиль получится при использовании лимонного, лазурного, зеленого, карминно-красного и других цветов.

Готический стиль в интерьере лимонного цвета

Ориентироваться в выборе нужно по выбранному витражу – использовать можно и малиновый, и фиолетовый, и ультрамарин, и медный цвет

Если задумка состоит в том, чтобы воплотить в жизнь мистическую, где-то магическую и слегка мрачноватую нотку, то при выборе цвета нужно обратить внимание на его глубину, густоту и “тяжесть”. Но и здесь выбор будет огромным: оттенки винного, кровавого алого, хвойного и очень насыщенного синего отлично подойдут

Обязательно используйте золотой и черный, так как они помогут завершить образ великолепия и размаха.

Современный интерьер готического стиля в “глубоких” тонах

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Декорируем интерьер

Как ни странно это прозвучит в двадцать первом веке, но без сундука в готическом интерьере просто не обойтись. Есть два вида этого старинного изделия:

С плоской крышкой – универсальный предмет, вмещающий массу нужных и полезных вещей, служил своеобразным шкафом. Плюсом такой крышки выступала возможность складывать их один на один и экономить место.

С покатой крышкой – в них могли хранить все что угодно, от драгоценностей до продуктов.

Сундук с плоской крышей – неотъемлемая часть готического интерьера

Чтобы создать настоящий готический стиль в любой комнате, нужно обязательно использовать только натуральные ткани и материалы. Особое место здесь занимают бархатные и атласные ткани – первой оббивалась практически вся мебель, а вторая служила роскошным постельным бельем.

Атласный текстиль поможет создать готичную атмосферу

Материалы для обстановки выбираются из дерева, камня, кожи, стеклянной или каменной мозаики, майолики и даже керамики. Готика очень “любит” раскрашенные скульптуры и цветные стекла – витражи или мозаику.

Современный готический интерьер с витражными окнами

Дополнения к совершенному образу

В готическом интерьере не обойтись без кованых элементов, ведь в средневековье из металла создавалось практически все – от декоративных украшений, до деталей мебели (спинок стульев, кресел и кроватей). Кованый дизайн всегда должен присутствовать в помещении, стилизованном под готику.

Кованные элементы должны обязательно присутствовать в интерьере в готическом стиле

Если нужно еще украсить комнату, то выбирать нужно не картины, которые в то время редко использовались (кроме фамильных портретов), а изысканные, утонченные ремесленные предметы. Этой особенности интерьера мы обязаны средневековым ремесленникам, чье дело много веков назад очень ценилось. Именно благодаря им, появлялись такие изделия и украшения, как мозаика, резьба, росписи ткани, дереву и штукатурке.

Картины играют немаловажную роль в готическом интерьере

Оцените статью
alpha-house.ru
Добавить комментарий